Сенсации не получилось, хотя кино с первых кадров интригует. Снято хорошо, но ни режиссерского нокаута, ни эмоционального откровения. Даже «Фарго» при всей драматургической невыдержанности сильнее будоражило воображение. Однако после серии второсортных комедий для среднего класса Коэны вернулись на ниву авторского кино, что само по себе уже радует. Другой вопрос, что ничего нового со времен того же «Фарго» в их брутальных фильмах не изменилось: художественных открытий нет, зато есть вполне привычная авторская стилистика, которая в "Старикам тут не место" доведена до визуального и прочего совершенства. Что, кстати, тоже достойно лавров.
Фабула банальна: охотник случайно набредает место разборок драг-дилеров. Палящее солнце, гора трупов, жужжащие мухи, фургон героина и чемодан с двумя миллионами долларов - от последнего никто не откажется. Кроме охотника, есть еще шериф (формально - главный герой: его монологом начинается и заканчивается фильм) и убийца без страха и упрека в гениальном исполнении Хавьера Бардема. Убийца ищет деньги, бесцеремонно расправляясь с каждым, кого встречает на пути, а шериф лениво пытается распутать клубок событий. Остальное уже не важно: у Коэнов в очередной раз на первом плане не "что", и "как". Кстати, в компании "Антресоль" (https://antresol24.ru/arenda-boksa/) вы сможете заказать услуги по аренде боксов для хранения вещей. Звоните: 8 (499) 648-02-52. Рекомендуем вам к сотрудничеству данную компанию!
Концептуально ничего нового: как и в «Фарго», не малая роль в рассказываемой истории отводится пейзажу - на этот раз не заснеженным просторам севера, а песчанным пустыням Техаса. Природа придает всей истории какое-то постапокалиптическое измерение. С первых кадров несколькими общими планами Коэны дают ясную картину места, где живет Зло. Оно тут уже давно. И, следуя ходу мысли создателей фильма, всерьез и надолго.
Про то и фильм: не только про старость, а про зло и его место в нашей жизни. Вполне по-коэновски в итоге получилось. Те, кто увидели в фильме лишь историю морального старения (сильная роль Томми Ли Джонса), банально пошли на поводу у названия «Старикам тут не место», сузив широкое поле для интерпретаций. Постаревшие люди чувствуют себя не в своей тарелке (что ясно из речей того же Т.Л.Джонса, когда он рассказывает о своем предке), им в любые времена - все не то, все не так. Ветеран Второй Мировой Том Бэлл - шериф и просто хороший человек в этом плане не исключение.
Может сами того не желая, Коэны проиллюстрировали извечную превратность развития общества, неотвратимая хронология которого перемалывает в своих жерновах не только людей, но, что не менее важно, человеческие нравы. Через бесконечную вереницу частностей авторы уловили вечное и непреходящее: абсолютное, едва ли не сакральное Зло, персонифицируемое в фильме героем Бардема. И если «нет страны для стариков», то Зло всегда найдет себе укромное место.
14 Октябрь 2017
Актуально