Выставка «Греческие иконы с острова Крит» открывается в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. В экспозиции – 50 шедевров из крупнейших государственных и частных собраний. Критскую школу называют «наследницей» византийской культуры – после падения Константинополя в середине XV века. Венецианская защита острова от экспансии турков-осман обеспечила длительность и интенсивность расцвета местного иконописания. Но в Россию критские иконы попадали только в качестве редких даров царям и патриархам. Большинство из этих икон написаны по заказу – большие – для храмов, маленькие – для обычных людей. Надписи на греческом и латыни. Уже в момент создания – в XV –XVII веках критские иконы были весьма востребованы. Сохранились договора – только из одной мастерской на Крите вывозилось до тысячи икон в год. Популярные в Европе, в нашей стране они несколько столетий были настоящим раритетом. «Критская икона не доходила в Россию, были подношения и дары: греки привозили в подарок, но они не сохранились», - говорит куратор Лилия Евсеева. Немало критских памятников утрачено, но многие иконы находятся в отличном состоянии и по сей день. «Замечательная была технология и дерево. Оно южных пород, менее всего подвержено, в отличие от наших елочек, сосёнок, деформациям в зависимости от погоды и, даже если берете их липу южную, насколько она тяжелее, массивнее, тверже», - отмечает директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Геннадий Попов . Памятник иконописи XVI века, представленный на выставке, сегодня находится в Германии в частной коллекции. В российской столице икону выставляют впервые. Внизу изображен донатор – заказчик. Такие изображения дарителей были распространены в церковном искусстве Средних веков и эпохи Возрождения. «Изображен донатор подносящий. У него на руке сокол, трудно понять замысел, возможно, это подчинение воле Христа, как птица подчиняется воле хозяина», - предполагает куратор Лилия Евсеева. На многих критских иконах можно различить подпись мастера. Как, например, на одной из представленных в экспозиции – имя иконописца – Виктор. Икона хранится в Германии. Другую икону привезли из Мюнхена. Вторая половина XVII века. Любопытно, что здесь есть не только подпись художника, но и герб заказчика. Имя владельца герба пока не установлено. Но можно предположить, что эта икона была написана по заказу - как дар для одного из древних храмов.
Выставка «Греческие иконы с острова Крит»
Выставка «Греческие иконы с острова Крит» открывается в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. В экспозиции – 50 шедевров из крупнейших государственных и частных собраний. Критскую школу называют «наследницей» византийской культуры – после падения Константинополя в середине XV века. Венецианская защита острова от экспансии турков-осман обеспечила длительность и интенсивность расцвета местного иконописания. Но в Россию критские иконы попадали только в качестве редких даров царям и патриархам. Большинство из этих икон написаны по заказу – большие – для храмов, маленькие – для обычных людей. Надписи на греческом и латыни. Уже в момент создания – в XV –XVII веках критские иконы были весьма востребованы. Сохранились договора – только из одной мастерской на Крите вывозилось до тысячи икон в год. Популярные в Европе, в нашей стране они несколько столетий были настоящим раритетом. «Критская икона не доходила в Россию, были подношения и дары: греки привозили в подарок, но они не сохранились», - говорит куратор Лилия Евсеева. Немало критских памятников утрачено, но многие иконы находятся в отличном состоянии и по сей день. «Замечательная была технология и дерево. Оно южных пород, менее всего подвержено, в отличие от наших елочек, сосёнок, деформациям в зависимости от погоды и, даже если берете их липу южную, насколько она тяжелее, массивнее, тверже», - отмечает директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Геннадий Попов . Памятник иконописи XVI века, представленный на выставке, сегодня находится в Германии в частной коллекции. В российской столице икону выставляют впервые. Внизу изображен донатор – заказчик. Такие изображения дарителей были распространены в церковном искусстве Средних веков и эпохи Возрождения. «Изображен донатор подносящий. У него на руке сокол, трудно понять замысел, возможно, это подчинение воле Христа, как птица подчиняется воле хозяина», - предполагает куратор Лилия Евсеева. На многих критских иконах можно различить подпись мастера. Как, например, на одной из представленных в экспозиции – имя иконописца – Виктор. Икона хранится в Германии. Другую икону привезли из Мюнхена. Вторая половина XVII века. Любопытно, что здесь есть не только подпись художника, но и герб заказчика. Имя владельца герба пока не установлено. Но можно предположить, что эта икона была написана по заказу - как дар для одного из древних храмов.
17 Май 2013
2013, Искусство, Россия (РТР)